?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Новый Год на Кенозере (часть 2)
fotozerkalo_ru

В деревне Карпова Гора мы дали лошадкам передохнуть, угостили их яблоками,

.



.

.

.


а сами пошли на взгорье любоваться часовней Пахомия Кенского (ХIХ век)


и старинным домом Вахрамеева, построенным аж в 1818 году!


.

.

.



.

.




  Пока мы гуляли, одна из лошадей хорошенько полакомилась моей подстилкой из сена, на которой так мягко и тепло было сидеть в пятнадатиградусный мороз..

.


Наш возничий, деревенский паренек Костя, принес мне еще охапку, за что большое ему спасибо. На мой вопрос о возрасте Костя ответил, что ему 16 лет, хотя больше 12 я бы ему не дала. Но своей лошадью он управляет как надо и деньги для своей семьи на этом зарабатывать умеет.

.

.

.


.

.

.

.

.


  Потом мы еще немного проехали по деревне Шишкино и повернули обратно, т.к. все замерзли. 
.


.

.


  После обеда мы поехали в деревню Усть-Поча.


  Нашей целью был Дом Народного Мастера, но сначала мы попросили нашего экскурсовода Марину показать нам Никольскую часовню в этой деревне. Часовня примечательна тем, что в ней находятся подписные «небеса». Небеса – это деревянный потолок храма, собранный из фрагментов, образующих круг. Небеса в деревянном храме имитировали потолок каменного храма и расписывались подобным образом. Почему подписные? Потому что на них сохранилась подпись мастера, делавшего роспись. Небеса Никольской часовни в Усть-Поче – единственные в России дошедшие до нас подписные небеса! У всех остальных небес автор росписи либо неизвестен, либо эти подписи не сохранились до наших дней. Вызывает уважение и тот факт, что роспись небес в Никольской часовне делал подросток, уже имевший в своем юном возрасте звание мастера. Звали его Федор Захаров Иок.

.


.

.

.

.

.


В Доме Народного Мастера нас встретил фольклорный коллектив Кенозерочка. Участницы коллектива не просто спели нам, но и рассказали предысторию возникновения той или иной песни — по какому случаю и с каким настроением ее традиционно исполняют. В местном говоре букву Ч часто заменяют на Ц — звучит это необычно, но очень мило, например, «цасовенка» вместо «часовенка».

.


.

.

.

.

.

.



  Потом у нас были мастер-классы по бересте и войлоковалянию – вот где пришлось потрудиться! Мои руки, заточенные под компьютерную клавиатуру и кнопку фотоаппарата, совсем меня не слушались и с трудом скручивали полоску бересты так, как того требовала моя будущая берестяная рыбка.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


Леша изготовил плетеную солонку.

.


.

.

.

.

.


За валяние валенок я браться не стала — решила подробно заснять этот процесс, поэтому Лешин валенок остался без пары. Изготовление сувенирных (маленьких) валеночек отличается от изготовления тех, которые можно носить. Для больших сначала слой за слоем шерсть утрамбовывается в пласт, из которого потом уже изготавливают валенки. А сувенирные валеночки делаются так: из дощечки выпиливают разборную колодку (состоящую из двух частей).Чесаную шерсть (мы использовали овечью, но думаю, и собачья тоже подойдет), хорошенько смоченную в мыльной воде, небольшими слоями накладывают на колодку, хорошенько замыливая руками каждый слой, стараясь соблюдать одинаковую толщину со всех сторон. Когда нужная толщина достигнута, еще минут 5 тщательного замыливания, потом аккуратно вынуть колодку по частям, промыть валеночек несколько раз в чистой непроточной воде, аккуратно отжать воду и просушить в теплом месте. После этого придать желаемую форму.
.


.

.

.

.

.

.

.


Валеночки можно подарить друзьям, повесить на елку в качестве новогодней игрушки, валянием валенок можно заниматься вместе с ребенком — это такое познавательно-развивающее действие, приобщающее к старинному русскому промыслу. Здесь же, в Центре народных промыслов и ремесел, местные мастера продают плоды своего труда, а туристы с удовольствием их покупают.
.

.


.

.


Кроме сувениров из бересты и валенок, здесь можно купить травяные чаи, сырье для которых местные жители собирают только здесь, на экологически чистой территории, в строго определенное время, и упаковывают в льняные мешочки. Я – фанатка разных сушеных травок – купила 6 разных чаев !


 Ну и конечно, перед уходом нас накормили от пуза и еще с собой всяких вкусностей дали.
.

.


.

Вечером мы сходили в гости к ребятам из Мирного – их поселили в гостевом доме посреди деревни. Они показали нам баню по-черному, в которой накануне парились. Но я, честно говоря, не рискнула бы ее посетить, т.к. наверняка вышла бы из нее чернее ночи — все, от пола до потолка, было в саже. Непонятно, как там мыться, чтобы не испачкаться?

Ребята работают на космодроме в Плесецке. Они рассказали нам много интересного про свою работу, показали фотографии со своих «рабочих мест».


  3 января после завтрака мы пошли осматривать «амбарный ряд» – хозяйственные постройки с устроенными внутри тематическими экспозициями.




 В «Мастерской древодела» можно было ознакомиться с разнообразными инструментами и специальными плотницкими приспособлениями, и даже увидеть фрагменты мини-срубов, собранных разными способами. Я даже не подозревала, что скрепить бревна в срубе можно по-разному — эх, темнота московская!




  Название «Гефестово подворье» говорит само за себя. Кузнечное ремесло очень ценилось в деревнях – без кузнеца ни лошадь подковать, ни колесо для телеги сделать. Постоянного кузнеца в Вершинино нет — а так нужен!

.



.

.


Но самое большое разнообразие мы увидели в «Рухлядном амбаре».


  Во времена наших предков рухлядью называли пожитки – «рушимое добро», пригодное для использования. В этом огромном амбаре представлена именно старинная «рухлядь» – крестьянская мебель и посуда, предметы быта, орудия труда, мужские и женские ремесленные инструменты, традиционные рыболовные снасти — в общем, все, что окружало крестьянскую семью и в нелегком труде, и в праздники.

.


.

.

.

.

.

.

.

.

.


.

.

  В «Рухлядном амбаре» есть небольшая гончарная мастерская, которая так же, как кузница – кузнеца, ждет своего хозяина-гончара.

.


.

.


   Ну и, конечно, мы не могли не побывать в часовне Николая Чудотворца, которая расположена на святом холме в Вершинино. Она является символом Кенозерского Парка и видна каждому въезжающему в деревню. Построена она была не позднее 18 века (а возможно, и раньше).

.


.

.

.

.

.

.


В интерьере часовни сохранилось 16-гранное «небо» с изображением архангелов, евангелистов и Распятия, расписанное в 19 веке.

.


.

.

.

.


С холма открывается великолепный вид на само Вершинино, озеро Кенозеро с островами и окрестные деревеньки.

.




  • 1
Хоть эта культура и не оставляет в душе следа, мастерством фотографа и интересной культурологическо

Юль, чего-то твой комент не до конца виден...Интересно, что там дальше? :)))

Думала, он вообще не улетел, а просто гикнулся:) Так вот. Интересен репортаж своей культурологической ценностью. Мне жаль, что этой теме уделяется так мало внимания. Все говорят о политике и только в этом контексте о мифическом "великом русском народе". Никаких подтверждений величия, увы:( Если бы больший акцент делали на сохранение и изучение народного творчества и культуры, толку было бы больше, кмк. Я знаешь, тоже занимаюсь всякого рода изучениями разного фольклора. Но у меня всё больше индейцы и кельты) Так что, будет интересно, ты ко мне в жж тоже забредай:)

Чего-то не поняла, при чем здесь политика...В Парке идет работа над сохранением русской культуры во всех ее проявлениях. Кельты и индейцы - конечно, тоже интересно, но мы ведь все-таки русские в первую очередь, почему бы не изучить и не сохранить сначала свою культуру?

  • 1