fotozerkalo_ru (fotozerkalo_ru) wrote,
fotozerkalo_ru
fotozerkalo_ru

Category:

Новый Год на Кенозере (часть 2)

В деревне Карпова Гора мы дали лошадкам передохнуть, угостили их яблоками,

.



.

.

.


а сами пошли на взгорье любоваться часовней Пахомия Кенского (ХIХ век)


и старинным домом Вахрамеева, построенным аж в 1818 году!


.

.

.



.

.




  Пока мы гуляли, одна из лошадей хорошенько полакомилась моей подстилкой из сена, на которой так мягко и тепло было сидеть в пятнадатиградусный мороз..

.


Наш возничий, деревенский паренек Костя, принес мне еще охапку, за что большое ему спасибо. На мой вопрос о возрасте Костя ответил, что ему 16 лет, хотя больше 12 я бы ему не дала. Но своей лошадью он управляет как надо и деньги для своей семьи на этом зарабатывать умеет.

.

.

.


.

.

.

.

.


  Потом мы еще немного проехали по деревне Шишкино и повернули обратно, т.к. все замерзли. 
.


.

.


  После обеда мы поехали в деревню Усть-Поча.


  Нашей целью был Дом Народного Мастера, но сначала мы попросили нашего экскурсовода Марину показать нам Никольскую часовню в этой деревне. Часовня примечательна тем, что в ней находятся подписные «небеса». Небеса – это деревянный потолок храма, собранный из фрагментов, образующих круг. Небеса в деревянном храме имитировали потолок каменного храма и расписывались подобным образом. Почему подписные? Потому что на них сохранилась подпись мастера, делавшего роспись. Небеса Никольской часовни в Усть-Поче – единственные в России дошедшие до нас подписные небеса! У всех остальных небес автор росписи либо неизвестен, либо эти подписи не сохранились до наших дней. Вызывает уважение и тот факт, что роспись небес в Никольской часовне делал подросток, уже имевший в своем юном возрасте звание мастера. Звали его Федор Захаров Иок.

.


.

.

.

.

.


В Доме Народного Мастера нас встретил фольклорный коллектив Кенозерочка. Участницы коллектива не просто спели нам, но и рассказали предысторию возникновения той или иной песни — по какому случаю и с каким настроением ее традиционно исполняют. В местном говоре букву Ч часто заменяют на Ц — звучит это необычно, но очень мило, например, «цасовенка» вместо «часовенка».

.


.

.

.

.

.

.



  Потом у нас были мастер-классы по бересте и войлоковалянию – вот где пришлось потрудиться! Мои руки, заточенные под компьютерную клавиатуру и кнопку фотоаппарата, совсем меня не слушались и с трудом скручивали полоску бересты так, как того требовала моя будущая берестяная рыбка.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


Леша изготовил плетеную солонку.

.


.

.

.

.

.


За валяние валенок я браться не стала — решила подробно заснять этот процесс, поэтому Лешин валенок остался без пары. Изготовление сувенирных (маленьких) валеночек отличается от изготовления тех, которые можно носить. Для больших сначала слой за слоем шерсть утрамбовывается в пласт, из которого потом уже изготавливают валенки. А сувенирные валеночки делаются так: из дощечки выпиливают разборную колодку (состоящую из двух частей).Чесаную шерсть (мы использовали овечью, но думаю, и собачья тоже подойдет), хорошенько смоченную в мыльной воде, небольшими слоями накладывают на колодку, хорошенько замыливая руками каждый слой, стараясь соблюдать одинаковую толщину со всех сторон. Когда нужная толщина достигнута, еще минут 5 тщательного замыливания, потом аккуратно вынуть колодку по частям, промыть валеночек несколько раз в чистой непроточной воде, аккуратно отжать воду и просушить в теплом месте. После этого придать желаемую форму.
.


.

.

.

.

.

.

.


Валеночки можно подарить друзьям, повесить на елку в качестве новогодней игрушки, валянием валенок можно заниматься вместе с ребенком — это такое познавательно-развивающее действие, приобщающее к старинному русскому промыслу. Здесь же, в Центре народных промыслов и ремесел, местные мастера продают плоды своего труда, а туристы с удовольствием их покупают.
.

.


.

.


Кроме сувениров из бересты и валенок, здесь можно купить травяные чаи, сырье для которых местные жители собирают только здесь, на экологически чистой территории, в строго определенное время, и упаковывают в льняные мешочки. Я – фанатка разных сушеных травок – купила 6 разных чаев !


 Ну и конечно, перед уходом нас накормили от пуза и еще с собой всяких вкусностей дали.
.

.


.

Вечером мы сходили в гости к ребятам из Мирного – их поселили в гостевом доме посреди деревни. Они показали нам баню по-черному, в которой накануне парились. Но я, честно говоря, не рискнула бы ее посетить, т.к. наверняка вышла бы из нее чернее ночи — все, от пола до потолка, было в саже. Непонятно, как там мыться, чтобы не испачкаться?

Ребята работают на космодроме в Плесецке. Они рассказали нам много интересного про свою работу, показали фотографии со своих «рабочих мест».


  3 января после завтрака мы пошли осматривать «амбарный ряд» – хозяйственные постройки с устроенными внутри тематическими экспозициями.




 В «Мастерской древодела» можно было ознакомиться с разнообразными инструментами и специальными плотницкими приспособлениями, и даже увидеть фрагменты мини-срубов, собранных разными способами. Я даже не подозревала, что скрепить бревна в срубе можно по-разному — эх, темнота московская!




  Название «Гефестово подворье» говорит само за себя. Кузнечное ремесло очень ценилось в деревнях – без кузнеца ни лошадь подковать, ни колесо для телеги сделать. Постоянного кузнеца в Вершинино нет — а так нужен!

.



.

.


Но самое большое разнообразие мы увидели в «Рухлядном амбаре».


  Во времена наших предков рухлядью называли пожитки – «рушимое добро», пригодное для использования. В этом огромном амбаре представлена именно старинная «рухлядь» – крестьянская мебель и посуда, предметы быта, орудия труда, мужские и женские ремесленные инструменты, традиционные рыболовные снасти — в общем, все, что окружало крестьянскую семью и в нелегком труде, и в праздники.

.


.

.

.

.

.

.

.

.

.


.

.

  В «Рухлядном амбаре» есть небольшая гончарная мастерская, которая так же, как кузница – кузнеца, ждет своего хозяина-гончара.

.


.

.


   Ну и, конечно, мы не могли не побывать в часовне Николая Чудотворца, которая расположена на святом холме в Вершинино. Она является символом Кенозерского Парка и видна каждому въезжающему в деревню. Построена она была не позднее 18 века (а возможно, и раньше).

.


.

.

.

.

.

.


В интерьере часовни сохранилось 16-гранное «небо» с изображением архангелов, евангелистов и Распятия, расписанное в 19 веке.

.


.

.

.

.


С холма открывается великолепный вид на само Вершинино, озеро Кенозеро с островами и окрестные деревеньки.

.



Tags: fotozerkalo.ru, Архангельская область, Кенозеро, Кенозерский национальный парк, Новый Год на Кенозере, зима на Кенозере
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments