fotozerkalo_ru (fotozerkalo_ru) wrote,
fotozerkalo_ru

Чудесный кусочек лета в Кенозерском Национальном Парке (часть 1)

Не успели мы вернуться из новогодней поездки в Кенозерский Парк, как стали планировать новую, летнюю поездку — туда же. В новогодние праздники мы жили вместе с другими туристами в небольшой гостинице, ездили на экскурсии и посещали мастер-классы по традиционным русским ремеслам. На одном из таких мероприятий мы познакомились с замечательной женщиной Валентиной Егоровной, которая пригласила нас погостить летом у себя. Полгода мы переписывались и перезванивались с ней, и наконец-то в середине августа нам с мужем удалось вырваться на 2 недели из надоевшей Москвы. Подробнее о новогодней поездке (чтобы понять, почему мы всеми силами старались попасть на Кенозеро еще раз) можно прочитать здесь 1 часть, 2 часть, 3 часть . Немного смущало нас то обстоятельство, что я уже была на 8 месяце беременности, а жить мы собирались на островке без электричества. Но и это нас не остановило.

Переночевав в Вологде, собрались поехать по трассе Р5 и свернуть потом на впечатлившую нас зимой своими ямами и заброшенными деревнями трассу Р1, но случайно поехали не в ту сторону и оказались на М8. Ну ладно, по ней тоже можно доехать.

Наш путь растянулся на 3 дня, т. к. большая часть дорог была в ухабах, и меня очень трясло — приходилось поддерживать живот руками и делать частые остановки. По пути любовались пейзажами.

На вторую ночевку остановились Каргополе, в уже знакомой нам гостинице «Каргополочка». До заката оставалось еще немного времени, и мы решили найти и сфотографировать деревянные тротуары, которые скрипели зимой у нас под ногами, но из-за снега не были видны. Как назло, именно в этом году эти тротуары сняли и заменили бетонными плитами! Ни одного не осталось...

Сфотографировали набережную и колокольню в лучах закатного солнца.

На следующий день поднялись пораньше — очень хотели успеть на Успенскую Ярмарку, которая проводится в Кенозерском Парке уже не первый год. А эта — вообще особенная, ведь Парку исполняется 20 лет! Во время коротких остановок фотографировали местные красоты

местных жителей

и нововведения при уборке урожая.

И вот мы в Вершинино! Нас встречает Валентина Егоровна. Машину оставляем у дома ее племянника и идем на центральную площадь, где местные умельцы-ремесленники продают свои изделия. Погода солнечная, нежаркая, небо синее, воды Кенозера тихие и бескрайние,

а на самом берегу — деревянная сцена и ряды скамеек для зрителей.

После выступления директора Парка запели и пустились в пляс парни и девушки из Государственного академического Северного русского народного хора. Их приезд и популярность у местного населения можно сравнить с появлением на московской сцене Надежды Бабкиной, например.

Свободных мест не было: и стар, и млад сидели чуть ли не друг на друге и занимали все свободное место вокруг.

Но не только концертом и сувенирами была интересна эта ярмарка. Поодаль, у подножия холма, на котором стоит Никольская часовня, развернулись народные мастер-классы. Как собрать и обработать лен?

А вот как — показала Надежда Ворощук, жительница села Лядины, хранящая секрет обработки льна. У себя дома она создала целый музей, а в местной школе обучает детишек ткацкому мастерству.

После того, как лен вымочат и высушат, его мнут на мялке, то есть отделяют верхнюю оболочку от середины получают куделю. Ее вычесывают ческами и аккуратно укладывают пасмами. А потом уже прядут нитки.

Обмолотить снопы? Нет проблем!

Женщины не отстают.

Леша маленько перестарался.

Хотите настоящего овсяного киселя? Ну так нужно сначала зерно в муку смолоть, на настоящем старинном жернове.

Из закромов Рухлядного амбара был извлечен берестяной каюк - реконструированная мастером Александром Шутихиным средневековая лодка.

На ней осенью 2010 года был преодолен реальный участок существовавшего некогда Кенского Волока — торгового пути от Новгорода в северные земли. А сегодня в нем могли покататься все желающие!

Несмотря на то, что желающих он выдерживал, мы с Лешей его пожалели и, только скромно присев на краешек, сфотографировались.

На зеленой полянке, в окружении берез, шумели самовары и продавалась местная выпечка. Валентина Егоровна предложила отведать приготовленный к нашему приезду рыбник — засоленный, а потом вымоченный лещ, запеченный в тесте (можно использовать и другую рыбку).

Дело близилось к вечеру. Мы подогнали машину к причалу и погрузили бензогенератор, компьютер, канистры с бензином в моторку, не считая еще кучи вещей. Компьютер на острове без электричества — это круто! В общем, Валентина Егоровна захотела обучиться компьютерной грамотности — почему бы не помочь? Ну а без бензина — какая жизнь? Моторка и бензогенератор все время хотят кушать.

Валентина Егоровна уверенно управляется с моторкой.

И вот он, домик! Милый домик!

А как уютно внутри!

Русская печь — всему голова!

И самовар — ее помощник.

Около 7 утра, еще затемно, нас будили тихие шаги Валентины Егоровны, треск ломающейся лучинки для растопки самовара, случайно выпавшее из охапки полено, а потом...запахи блинов или свежей выпечки.

Я спешила за перегородку на кухоньку — разделить с Валентиной Егоровной удовольствие от утреннего чая, которым она баловалась в немалых количествах. Утром топилась печка на весь день — в ней готовился завтрак, томился обед, не остывала полдня вода для чая (самовар выполнял свою работу только утром и вечером). Кормила нас Валентина Егоровна практически без перерывов — теперь знаю, почему мой сынок родился почти 4 килограмма весом.

Из соседней деревни ее сестра периодически передавала нам деревенские калории — молочко, сметанку, творожок...

Из окна кухни мы любовались на стога

а из окон спальни — на воды Кенозера, то гладкие как зеркало, то встревоженные барашками.

На рассвете можно было увидеть вот такие кадры

днем вот такие

и вот такие вечером

Домик Валентины Егоровны стоит на полуострове, но по сути своей — это маленький островок жизни, оставшийся от трех когда-то жилых, сообщающихся между собой деревень — Емельяново, Бояриново и Роймово. Коренные жители между собой никогда не называли свою деревню Роймово (как она звалась по документам и обозначалась на картах), а исключительно — Подъельник, из-за огромной ели, стоящей на повороте дороги, соединяющей их деревню с другими деревнями.

Это была не просто дорога, а достаточно крупный торговый путь Пудожский тракт! Глядя на эту высокую ель за скошенным полем, трудно себе даже вообразить, что мимо нее когда-то ездили телеги, бегали дети — кипела жизнь...

Сама Валентина Егоровна родом из Бояриново, переехала в Подъельник еще старшеклассницей, и теперь она — последняя коренная жительница Подъельника, да и вообще всей тройки деревень, т. к. они давно уже заброшены, поросли деревьями и травой, как будто и не было их вовсе... Она со своей мамой последними покинули Бояриново — в те времена шла коллективизация, некоторые деревни укрупнялись, а небольшие населенные пункты люди оставляли навсегда. В те времена, когда на религию были гонения, а из часовен и церквей делали зернохранилища, приснился однажды маме Валентины Егоровны сон: будто грозит уничтожение их деревенской часовне. Тогда она взяла и выкупила ее, пристроила к своему дому и тем самым спасла. Сейчас остатки этой часовни вроде как стоят еще, затерянные среди лесов и болот. Нам очень хотелось разыскать ее, но в моем положении дойти туда было нереально. А вот на месте часовни в Подъельнике Валентина Егоровна поставила крест, чтобы память о ней не утратилась.

История исчезновения этой часовни довольно-таки темная : с Великой Отечественной Войны в Подъельник вернулся только один мужчина. Часовня стояла около его дома - и вдруг пропала. Валентина Егоровна думает, что он на дрова ее разобрал, так как женщины не посмели бы этого сделать - очень верующие были. А сосед этот вскоре умер.

Жить одной на островке все-таки неуютно, поэтому в хозяйстве у Валентины Егоровны имеется молодая игривая кошечка Фроська. Каждый день, без выходных, она считает своим долгом преподнести хозяйке сюрприз в виде пойманной собственными лапами мышки.

Охраняет дом и хозяйку, гоняет на рассвете кабанов от дома серьезный пес Дружок.

Дружок не любит, когда его гладят чужие люди. Я за все время пребывания так ни разу и не решилась его погладить, хотя у самой всегда были собаки. Даже несмотря на то, что через несколько дней он признал нас за своих. Как мы это поняли? Он стал сопровождать нас в лес за грибами и на лодке на рыбалку. Лешка за рыбой — и Дружок с ним.

После первого завтрака в гостеприимном домике мы с Валентиной Егоровной отправились осматривать окрестности. Проплыли мимо елей на берегу. Не простые это ели оказались — уходя на фронт в 1914 году, жители деревни посадили их стройным рядком. Из ушедших на фронт мужчин вернулся только один. А из 10 елей осталось пять...

Мы держали путь в Кривцово — деревню, в которой уцелел лишь один дом. Теперь он принадлежит Кенозерскому Парку и в нем принимают туристов.

Нас радушно встретили смотритель дома Александр и его жена Антонина.
Они показали нам коллекцию различных предметов старинного быта.

В доме чистота и уют, созданный не без участия дочки Валентины Егоровны, Лены – мастера лоскутного шитья. Занавески, полотенца, покрывала шила она, ковровые дорожки ткала на старинном ткацком станке.

Ну а какая же встреча без стопочки?

А какая заборка красивая в кухне стоит! Заборка - многофункциональная перегородка в избе. Она тебе и стена, и сервант со стороны кухни, и бельевой шкаф со стороны спальни, да еще и украшение интерьера!

У Валентины Егоровны она поскромнее, но тоже очень старая - ей больше 100 лет!

За околицей, среди полевых трав, скромно стоит часовня Митрополита Московского Филиппа (19 в), отреставрированная в 2007 году.

На обратном пути мы решили заехать к сестре Валентины Егоровны, Тамаре, в деревню Качикова Горка. Жители деревни называют ее просто Горка. Стоит она на островке — горбушке. Домики издалека кажутся игрушечными.

Живет здесь всего несколько человек, и такая здесь тишина и покой, что просто диву даешься.

Лишь звякнет иногда бубенчик на корове или овечка заблеет.

У Валентины Егоровны своего хозяйства нет, поэтому сестра снабжает ее продуктами первой необходимости — молоком и творогом.

Из молодежи — племянница Валентины Егоровны Аня да племянник Саша — оба несемейные, т. к. завести семью в таких условиях ой как непросто — выбирать-то не из кого. Да и кто в наше время компьютеров и интернета захочет поехать на отдаленный островок месить навоз? Молодежь сейчас этим не заманишь, почти все в город рвутся. Но если кто заинтересуется — дам наводку :)))

По возвращении Валентина Егоровна истопила нам баньку по-черному.

Внутри чисто, как в фирменной сауне. Это только у нерадивых хозяев внутри такой бани все черным - черно, а у старательных даже банька по-черному отмывает добела, если за ней самой ухаживать как следует.

Вечерами, при свете фонарика, сидим на кухне за самоваром и слушаем рассказы Валентины Егоровны о былых временах, о людях и деревнях, которые уже никогда не вернутся. А останутся только в ее, Валентины Егоровны, памяти, в памяти ее детей и внуков, и быть может, даже в нашей, заезжей москвичевской памяти...с ее слов, конечно.

На следующий день мы с Лешей потренировались сами управлять моторкой и решили осмотреть ближайшие окрестности. Напротив Подъельника, на полуострове, стоит покинутая, почти разрушенная деревня Тыр-наволок. Мы причалили к песчаному берегу. Пейзаж напомнил мне кадры из фильма «Голубая лагуна», только на северный лад.

Сразу же за прибрежными деревьями начали попадаться подосиновики.

Но мы решили заняться сбором грибов чуть позже, а сначала добраться до деревни. Почти у берега, скрытая деревьями, стоит живописная часовня — то ли святого Диодора, то ли Феодория...

На ее двери мы обнаружили надпись, датированную 1938 годом.

Добраться до домов было тяжело — жара, трава выше пояса, куча мошки, которая постоянно лезет в глаза, да еще периодически попадались нам кабаньи лежки — пятачки примятой травы, порой внушительного размера.

Всю деревню мы не смогли обойти — ограничились двумя домами. Один из них мы осмотрели только снаружи, т. к. заходить туда было опасно для жизни, в другой решили зайти, т. к. он еще более-менее сохранился.

Tags: fotozerkalo.ru, Архангельская область, Бояриново, Глазово, Зехново, Кенозеро, Кенозерский национальный парк, Кривцово, Подъельник, Роймово, Рыжково, Северный русский народный хор, Тырышкино, Усть-Поча, берестяной каюк, водяная мельница, гостевой дом, заборка, заброшенные дома, зарод, лен, окунь, остров Медвежий, русская деревня, русская провинция, рыбалка на Кенозере, рыбник, стога, фотографии Кенозера, часовня, часовня Крест, часовня Параскевы Пятницы, щука, ярмарка на Кенозере